Мой сын пошел в первый класс…
Моя дочь пошла в детский сад…
Понятие слова «адаптация» подразумевает процесс встраивания в окружающую среду, некоторую способность успешно и приемлемым образом с ней взаимодействовать. Невозможно пройти адаптацию единожды; оказавшись в новом коллективе или на новом месте работы, учебы, вновь и вновь человек встречается со своей тревогой. И многие, взглянув на свой опыт приспособления к новой системе, могут с удивлением обнаружить, что процесс адаптации для него лежит всегда одними и теми же путями. Можно говорить о некоторой закономерности.
Адаптация – это способ взаимодействия с другим. И этот способ формируется в раннем детстве, из отношений ребенка с матерью или с людьми, обеспечивающими для него уход.
Если взглянуть на детей младшей группы, то можно увидеть огромную разницу в том, как каждый ребенок находит свое индивидуальное место в группе и способ взаимодействия с детьми и воспитателями. Условия одни, а поведение детей различно. Некоторые дети очень легко входят в контакт, играют, кушают, другие – не общаются, занимают позицию – «ожидание мамы». Иногда, на первый взгляд, все протекает благополучно: малыш и кушает, и участвует во всех занятиях, но скован и сдержан в проявлении своих желаний.
И это понятно, что процесс соглашения ребенка на новые условия жизни, а адаптация именно это и предполагает, достаточно труден и непрост – от него требуют оторваться от матери. А для ребенка это очень травматично. Для того, чтобы снизить тревогу ребенка, с ним необходимо разговаривать и в первую очередь называть то, что происходит с ним, какие чувства он испытывает: грустит, плачет ли, испытывает агрессию.
Еще хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое ребенка на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям. Очень важно понять, не только то, что происходит с ребенком, но и увидеть, разобраться родителям в своих чувствах по отношению к новой ситуации.
Поэтому работа, проводимая в целях успешной адаптации ребенка – это совместная деятельность воспитателей, психолога и родителей.
А показателями успешной адаптации малыша к условиям детского сада будут являться, в первую очередь: